04 дек 2019
Декабрь 4, 2019

Этика в геронтологии

Связи с тем, что в последнее время наметилась тенденция к росту населения среди людей старческого и пожилого возраста. Эта категория населения является наименее защищенным во многих сферах жизни деятельности. В том числе и медицинской сфере. Медицинскому работнику часто приходиться сталкиваться с пациентами в гериатрическом возрасте. Следует так же понимать, что в общении с пациентами данной категории нужно знать определенную специфику общения. У пациентов данной социальной группы чаще всего происходят изменение психологического статуса, на основе ограничения трудовой деятельности, образа жизни и общения. Также возникновением различных затруднений как в социально — бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям

Уровень культуры общения и этика общения — близкие понятия. Они определяются не только совершенством отдельных сторон или аспектов общения, они предполагают гармоническое сочетание и развитость элементов культуры общения. К этическим стандартам профессионального общения медицинского работника можно отнести следующие: Медицинский работник должен стремиться совершенствовать свои профессиональные знания и практический опыт, ставить служебный долг превыше всего. Медицинский работник не должен использовать профессиональные отношения для достижения личных целей. Медицинский работник должен защищать своих подопечных от дискомфорта, вреда, угроз, лишения каких-либо прав. Медицинский работник, анализирующая разнообразные случаи, может обсуждать их только с профессиональной целью и только с людьми, профессионально связанными с ними. Информация, полученная в процессе исследовательской работы должна считаться конфиденциальной. Что касается непосредственных этических обстоятельств социального работника перед клиентом, то: Желание пациента всегда должны быть на первом месте. Медицинский работник должен работать с пациентом доброжелательно, лояльно, упорно, максимально используя профессиональные навыки. Медицинский работник должен информировать пациента о возможном риске, последствиях, возможностях, представляемых ему той или иной медицинской помощью. Следует советоваться с коллегами, руководителями, если это может оказаться полезным для пациента.

По мнению самих старых людей, их требования к медицинским работникам таковы: прежде всего доброта и честность, бескорыстие и сострадание. Умение слушать — одно из главных качеств, а добросовестность, ответственность и требовательность к себе должны определять её профессиональный статус. Овладение навыками общения со старыми людьми — не простая задача; помимо умения выслушать старого человека с пониманием его нужд, необходимо в то же время собрать и объективную информацию о нем, проанализировать и оценить ситуацию, в которой он находится, определить, в чем заключаются его объективные трудности, а что является результатом субъективных переживаний. Следует очень доброжелательно и уважительно переключать беседу, направляя ее в нужное для медицинского работника русло. Немаловажным является и умение достойно закончить беседу, не обидев старого человека и убедив его своим поведением, что все его проблемы будут учтены и по возможности удовлетворены. Никогда не нужно категорически отказывать в просьбах или утверждать, что все просьбы будут выполнены.
Старый человек должен стать для медицинского работника субъектом индивидуального подхода. Чувство уважения к старому человеку, заинтересованность его жизненным путем и опытом обычно повышают доверие к медицинскому работнику, его авторитету как специалиста. Никогда нельзя забывать о том, что при беседе со старым человеком нужно стараться сохранять на лице выражение интереса, сочувствия и доброжелательности.
Исходя из всего вышеперечисленного, работа с пациентами в гериатрии имеет свою специфику в общении. Здесь рассматривались проблемы нравственного, психологического порядка, которые важны для понимания внутреннего мира пожилых людей. При уходе за старыми больными, утратившими способность к самообслуживанию, медицинская сестра всем своим поведением и действиями должна поддерживать и пробуждать желание как можно дольше сохранить максимальную подвижность и выполнять хотя бы самые элементарные действия по самообслуживанию. В организации медицинской работы с пожилыми людьми необходимо учитывать всю специфику их социального статуса не только в целом, но и каждого человека в отдельности. Их нужды, потребности, биологические и социальные возможности. Старый человек должен стать для медицинского работника субъектом индивидуального подхода. Чувство уважения к старому человеку, заинтересованность его жизненным путем и опытом обычно повышают доверие к медицинскому работнику, его авторитету как специалиста. Для медицинского работника чрезвычайно важное значение имеет также целый ряд факторов социального и психологического характера, связанных с образом и уровнем жизни пожилых людей, положением в семье, возможностью и желанием трудиться, состоянием здоровья, социально-бытовыми условиями и др. Поэтому для того, чтобы успешно работать с пожилыми людьми, медицинскому работнику нужно знать их социально-экономическое положение, особенности характера, материальные и духовные потребности, состояние здоровья, быть хорошо осведомленным о достижениях науки и практики в этом направлении. Изменение социального статуса человека в старости, как показывает практика, прежде всего, негативно сказывается на его моральном и материальном положении, отрицательно влияет на психическое состояние, снижает его сопротивляемость к заболеваниям и адаптацию к изменениям окружающей среды.